terça-feira, 8 de março de 2011

República SHKID

é o filme sobre a década de 1920.

Vocabulário:
беспризорник [besprizornik] - criança abandonada
сирота [siratá] - orfão
республика [rispúblika] - república
ШКИД [SHKID], школа имени Достоевского [shkola ímeni dastaévskava] - escola "Dostoievski". (Abreviação foi um fenômeno muito popular depois da revolução.)

Músicas do filme

У кошки четыре ноги, (Uma gata tem quatro pernas*,)
позади у нее длинный хвост, (a cauda longa atrás,)
но трогать ее не моги (mas não a toque)
за ее малый рост, малый рост. (por causa da baixa estatura dela.)
но трогать ее не моги (mas não a toque)
за ее малый рост, малый рост. (por causa da baixa estatura dela.)
__
*Нога [nagá] - perna. Лапа [lapa] - pata.

По приютам я с детства скитался,
Не имея родного угла...
Ах, зачем я на свет появился, (ah, para o que eu nasci?)
Ах, зачем меня мать родила...

А когда из приюта я вышел
И пошел наниматься в завод,
Меня мастер в конторе не принял,
Говорит, что "не вышел твой год"!

И пошел я по свету скитаться,
По карманам я начал шмонать.
По чужим, по буржуйским карманам
Стал рубли и копейки сшибать.

Осторожный раз барин попался,
Меня за ухо цепко схватил...
Тут недолго судья разбирался
И в "литовский" меня засадил!

Из тюрьмы я, мальчишка, сорвался
И опять не имею угла...
Ах, зачем я на свет появился, (ah, para o que eu nasci?)
Ах, зачем меня мать родила!

Крылатые выражения из фильма [krylátye vyrajéniia iz filma] - locuções proverbiais do filme:
  • Бей халдеев!
  • Пионеры наших бьют!
  • Эй! Голоногий! Бубен потеряешь!
  • Гад ты, оказывается, Костя Федотов!
  • Какой ты худенький!.. Гони должок!
  • Не шали.
  • По-немецки цацки-пецки, а по-русски — бутерброд.
  • Гришенька вам велел катиться скатертью, на лёгком катере…
  • Шамовки на сто пуз!
  • Опоздавшие завтракают в ужин!
O texto do livro "Республика ШКИД" fica aqui.
Ninguém sabia, que o autor, L. Panteleev, era muito religioso (a religião foi proibida depois da revolução). Ele também escreveu um livro "Я верую" [iá véruiu] = "Eu creio", que foi publicado só depois do fim da URSS.