quinta-feira, 25 de novembro de 2010

Curitiba

Осторожно, Куритиба!
Бразилия относится к числу развивающихся стран (país em desenvolvimento, país emergente, genitivo plural). В городах Бразилии можно столкнуться с теми же проблемами, что и во всем мире – безработица, перенаселение, нищие кварталы, плохая экология, но город Куритиба отличается от остальных… Город-сказка, город-мечта (é uma citação daqui), в который мечтают переселиться многие бразильцы. И переселяются, а город растет как на дрожжах (= растет быстро = cresce rapidamente), вытягиваясь во все стороны, застраиваясь новыми кварталами, обеспечивая новые рабочие места для строителей.

В чем его парадокс? Почему одни города задыхаются в пыли и грязи, а он вопреки всему остается чистым, благоустроенным райским уголком в Бразилии?

Говорят, каков пастух, такие и овцы. Настоящая история Куритибы начинается в 1970-м году, когда на пост мэра был избран Джек Лермен. До этого в городе не было ничего примечательного. К руководству городом он подошел с позиции «сделать город мечты», без пробок, с минимальной безработицей, без оборванцев, с максимальным количеством зеленых насаждений. Ему потребовалось много лет, чтобы собрать команду настоящих единомышленников и воплотить свою идею в жизнь.

Как результат, за 30 с лишним лет население Куритиба выросло в три раза, но при этом город имеет совершенную систему общественного транспорта, которая позволяет минимизировать выхлопы в атмосферу и избежать пробок, без которых сложно представить любой современный город приличных (= больших) размеров.

План города был переработан в 1965-м году Институтом городского планирования Куритибы. Примерно как в Москве в свое время была продумана карта метро, также инженеры просчитали схему движения наземного транспорта, выделив некоторые важные артерии города специально под пассажирские перевозки.

Куритиба имеет пять главных артерий, проходящих через центр города радиально друг к другу. Между собой ветки соединяются кольцевыми дорогами. Каждая ветка ведет из центра к жилому кварталу новой застройки за пределами города. В центр можно легко доехать на экспрессе или скоростном автобусе, для движения которых выделены основные полосы центральных дорог, также есть полоса для легковых автомобилей. Такое жесткое ограничение и четкое регулирование движений автобусов, которые четко по расписанию движутся друг за другом, как составы в метрополитене, позволяет избегать пробок на дорогах, причем в Куритибе один из самых высоких показателей количества частного атотранспорта на душу населения. Без жесткого регулирования движения автобусов и автомобилей, транспортного коллапса было бы не избежать.

Общее число автобусов в Куритибе – более 1000, это порядка двенадцати тысяч поездок в день. Таким графиком движения они обеспечивают более половины населения возможностью удобно и быстро добраться до пункта назначения (ponto de destino) на городском автобусе, без пробок и томительных ожиданий своего транспорта. Своеобразной визитной карточкой Куритибы является автобусная остановка в виде небольшого овального тоннеля. В девяностых годах систему оплаты поезда на месте заменили системой предоплаты, для этого были модернизированы все остановки. Внутри небольшого тоннеля расположен турникет и дорожка эскалаторного типа, которая подвозит пассажира прямо ко входу в автобус. Таким образом, пассажир оплачивает проезд до посадки в автобус, водитель не отвлекается на раздачу билетов и контроль оплаты и выполняет только свою основную функцию – вождение автобуса.

Неудобной может показаться система движения по маршрутам с пересадками, но на самом деле это так только на первый взгляд. Схема движения автобусов очень четкая – пять типов маршрутов. Самые быстрые – дальние маршруты из одного района города в другой по центральным магистралям. И далее по убыванию – также быстрые маршруты по кольцевым между районами. Маршруты по основным улицам города, маршруты между соседними районами вдоль основных магистралей и, наконец, сеть коротеньких маршрутов по всей территории города.

Очень четко организована система переходов между линиями автобусов. Все очень похоже на метрополитен, но никому не приходится задыхаться под землей в бетонных коробках станций. Каждый из пяти типов автобусов имеет свой собственный цвет: красный, серебристый, оранжевый, желтый и зеленый. Кстати, система оплаты также аналогична Московскому метрополитену : проезд оплачивается при посадке в первый автобус, а остальные пересадки происходят без прохождения дополнительных турникетов. Отличается только стоимость проезда, она в десятки раз ниже, чем в любом метро мира. При всем при этом, нельзя сказать, что бы городская служба пассажироперевозок испытывала недостаток в средствах.

Еще одна особенность Куритибы - пятьдесят пешеходных зон в городе. С этим связана еще одна история, которая в очередной раз показывает, как инертен народ в Бразилии, да и во всем мире, и неохотно воспринимает новшества. Когда мэр города предложил сделать некоторые районы пешеходными, это вызвало волну возмущения, в первую очередь со стороны бизнесменов, торговцев, владельцев кафе. Дело дошло до суда, причем суд признал возмущение справедливым, но еще до того как дело было завершено, администрация города самовольно начала переоборудование проезжих частей в пешие. В день открытия скандала удалось избежать таким образом – городские власти устроили праздник рисунка на асфальте, в котором приняли участие стони детей. Возмущение сошло на нет, а итогом строительства пешеходных зон, с точки зрения экономики, стал эффект противоположный ожидаемому. Прибыль в магазинах и кафе на пеших улицах Куритибы возросла в несколько раз.

Особое внимание городские власти Куритибы уделяют экологии. В Бразилии во многих крупных городах с этим проблемы, причем, причины их не только в большом количестве крупных промышленных предприятий, но и недостатке воспитания населения (та же ситуация, что и в России). Экологическому образованию молодых людей Куритибы уделяется большое внимание. Это один из немногих городов мира, в котором мусор не просто сваливается в кучу и вывозится на городскую свалку, а сортируется и позже используется как вторсырье. В Куритибе есть Экологический университет, который одновременно является достопримечательностью города, так как полностью построен из сырья вторичной переработки.

… Интересно, как бы себя вел человек, родившийся в Куритибе, в другом городе Бразилии или мира, где народ бездумно засоряет город и природу всем, чем можно? Мне кажется, жизнь за пределами Куритибы окажется большим стрессом для горожан….

Сейчас, когда городские власти многого добились по части экологии, основной упор развития города делается на социальные программы для населения, особенно для бедных его слоев. Во многих странах мира, особенно в США, некоторых странах Европы, где социальная политика на самом высоком уровне, власти столкнулись с проблемой бедняков-бездельников, которые предпочитают жить в бедности на социальное пособие, но не работать. Так как социальное пособие достаточно высокое, бедные кварталы разрастаются, в них постоянно растет уровень преступности.. В общем, такая политика по отношению к беззаботным – настоящий бич любой развитой страны. В Куритибе власти пошли по другому пути. Так как город так или иначе привлекает огромное число переселенцев и среди них много бедняков без образования, власти абсолютно всем предлагают пойти на курсы обучения и получить среднее специально образование . По районам города раскидано огромное число небольших школ для взрослых. Это тоже сделано специально, так как приезжий из деревни человек чувствовал бы себя крайне неуютно в большом здании университета , сталкиваясь каждый день с необходимостью проезжать не маленькие расстояния, чтобы попасть на занятия. В школах для взрослых могут научить профессиям повара, парикмахера, автомеханика, даже программиста. Городские власти реально дают шанс деревенским найти нормальную работу и выбрать специальность себе по вкусу. Курсы длятся три месяца. Объем знаний, полученный на них, достаточен для того, чтобы начать работать, а дальше все зависит от целеустремленности человека.

Конечно, многие могут спросить, откуда берутся рабочие места для всех желающих? Городские власти Куритибы тщательно работают и в этом направлении. Во-первых, те, кто приезжает в город, нуждаются в перевоспитании. Власти агитируют принять участие в работах по благоустройству города, платят уборщикам достойную заработную плату и одновременно меняют их отношение к чистоте.

Также существуют специальные социальные программы реабилитации алкоголиков, наркоманов. Жители города активно принимают участие в его развитии. Бюджет города прозрачен, часто от жителя Куритибы можно услышать такую фразу : «Это наш город, мы здесь хозяева и мы в ответе за него.»

Сказка? Как ни странно, нет, этот город совершенно реален, как и атмосфера гостеприимства и чистоты в нем. Такой город хочется перенести на другую планету и показывать как музейный экспонат, что бы защитить от рук вандалов, которых немало в мире и в Бразилии в частности.

Конечно, в Куритибе постепенно растет поток туристов, желающих собственными глазами посмотреть на чудо Бразилии. Для них открыты и доступны все достопримечательности города, а сувениры можно приобрести в сети забавных магазинчиков «Возьми Куритибу с собой» и таким образом тоже повлиять на развитие социальной сферы города. Вся выручка из магазинов идет на соцпроекты.

Что посмотреть?

Конечно же, покататься на знаменитых автобусах Куритибы, просто наслаждаясь видом ухоженных зеленых насаждений города.

Посмотреть Институт экологии и понять, что не весь мусор не так бесполезен, как кажется. Однозначно бесполезны только городские свалки.

Погулять по Ботаническому саду, подышать удивительным воздухом, насладиться чистотой и эстетикой зеленых и цветочных насаждений.

Стать частью города и посадить дерево. Каждый житель при покупке квартиры получает в подарок два саженца. Для мужчин очень актуально – два дела жизни сделано, остается дело за потомством.

Посетить исторический центр города и понять, что не все новое плохо, если сделано с умом.

Осторожно! Куритиба в Бразилии может легко перевернуть ваше сознание! Вы можете захотеть бросить свой душный мегаполис и переехать в Куритибу, притворившись бедняком-безработным, чтобы очистить сознание от хлама городского мусора.
Екатерина Тюрина
via Latindex